Владимир Воропаев Гоголь и русско-украинский вопрос
Среди украинских националистов бытует два разных мнения о Гоголе, оба неправомерные. В одном Гоголь трактуется как предатель интересов Украины, где он родился. В другом - как тайный украинофил в русской культуре. Как известно, Гоголь писал только по-русски. Переводя его повесть "Тарас Бульба" на украинский язык, нынешний переводчик позволяет себе украинизировать текст, существенно искажая при этом смысл. Например, такие основополагающие, значимые слова, как "Русская земля", заменены словами "Украинская земля". Тем самым огромное сужается до малого. Национальное сознание казаков мельчает, и это уже не Гоголь. Вместе с тем великий русский писатель всегда с любовью относился к украинскому народу и ко всему, что связано с его малой родиной.

Тарасова Е.К. Н.В.Гоголь в немецкоязычном литературоведении
В конце нашего столетия по-прежнему велик интерес к творчеству Н.В.Гоголя как в России, так и на Западе. Причину этого следует видеть не только в вечной "загадке" гоголевского таланта, но и в непреходящей современности произведений русского писателя. Перемены, произошедшие в XX веке в жизни людей, часто заставляют современного человека задуматься над вопросами, ответы на которые сокрыты в художественном наследии русской классики XIX века.

А.Б.Тарасов. "Что есть истина?" (Праведники Л.Н.Толстого)
В данной книге представлено монографическое исследование, посвященное духовно-религиозным аспектам художественного творчества Л. Н. Толстого. Большое значение наряду с тремя романами писателя придается его "малым" произведениям и наброскам, до сих пор практически не исследованным, но имеющим принципиальное значение при изучении представлений Толстого о смысле человеческого бытия, о высшей жизненной правде. В сознании отечественного читателя сложился образ Толстого-бунтаря, сектанта и даже богоотступника, активно расшатывающего церковные и государственные устои. В последние годы все более популярной становится иная идея - идея Толстого как религиозного учителя всего человечества, идея "духовного экуменизма" писателя, стремящегося к объединению разных религий. Автор предлагаемой книги убежден, что существенным в художественном мире писателя следует признавать православное понимание правды и праведничества. Раскрытие православной стороны литературного наследия Толстого в сопоставлении с неправославной, основанное на конкретных примерах из его литературных и философско-публицистических произведений, на биографических фактах позволяет значительно расширить представление о реальной сложности и подлинном богатстве личности и творчества великого писателя. Книга адресована как филологам, философам, религиоведам, так и всем, интересующимся историей культурной и духовной жизни России.

Емец Д.А. ЖИТИЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ "ШИНЕЛЬ"
В последнее время в научной литературе о Гоголе поставлена проблема отражения в позднем творчестве писателя - периода второй редакции "Портрета" и второго тома "Мертвых душ" - традиций житийной литературы. Совершенно очевидно, что эта проблема достойна пристального внимания и изучения. Достаточно давно в гоголеведении существует осмысление агиографического подтекста "Шинели", в котором указывается на несомненную перекличку: Акакий Акакиевич Башмачкин - святой Акакий.

Емец Д.A. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И О ДЕТЯХ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, А.И.Куприн)
Проблемы формирования детской литературы и различные периоды ее развития исследуются давно, накоплен обширный теоретический и практический материал. Однако, несмотря на значительное количество работ, характер взаимоотношения литературы о детях и литературы для детей выявлен не полностью, и данный вопрос все еще далек от сколько-нибудь удовлетворительного решения.

М.А.Зюбина РУССКИЙ ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Нам представляется необходимым указать истоки различий между русским национальным идеалом и ценностными образами других этносов. Их можно изложить следующим образом. Еще на родоплеменном уровне организация общества древнерусская народность формировалась в условиях чрезвычайно обширной зоны Юго-Восточной Европы, что в значительной степени определило невысокий уровень этнической консолидации, при которой внутри этноса проявлялась заметная степень разделенности на субэтносы (население Поморья, русского Севера, Поволжья, Сибири, Приморья и т.д.). Эта разделенность была вызвана преимущественно адаптацией населения к местным природным и культурным ареалам, а также различным историческим опытом. Так, например, новгородцы больше занимались колонизацией Севера среднерусской равнины, торговали, и воевали с Северной Европой, и испытывали ее культурное влияние; приднепровские (Киевская, Черниговская и Северная) земли теснее были связаны с византийским Крымом, а через него - с Константинополем, Болгарией, Сербией и даже со степными кочевниками.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ И СХОЛАСТИКА
автореферат
В конце VIII - начале IX века центр философской мысли перемещается на запад и север Европы. Главным центром тогдашней средневековой культуры становится франкское царство Карла Великого. Носителями культуры становятся прежние варвары. Начинается новое оживление культуры - "каролингское возрождение".
Политическому и социальному единству должно было способствовать и единство религии и философии. Достижение этого единства было облегчено также и общим языком - латынью; наука и философия интернационализировались. Объединению западно-европейских народов способствовал и католицизм.
Философия в тот период преподавалась лишь в монастырских школах. Задачей философии были поиски рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Отсюда и название - схоластика.



Емец Дмитрий Александрович 27.03.1974 г.р. филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова кандидат филологических наук
© Русь.Ру
© Дмитрий Емец
Design © Kathleen Kelly
Сайт создан в системе uCoz