на главную

март 2002 года! 

           ТВОРЧЕСКАЯ СТУДИЯ-МАСТЕРСКАЯ

 

Объявляет набор одаренных детей, занимающихся литературным творчеством:

стихи, проза, драма. Занятия пока бесплатные, на средства префектура САО г.Москвы.

Наличие работ и желание учиться обязательно!

Занятия проводятся на базе центральной библиотеки САО (м."Динамо" или "Тимирязевская", г.Москва.)

 

За справками обращаться по телефону 211-21-84

Елена Михайловна

либо заведующая юн. абонементом Аня

 

кроме того работы можно посылать по адресу: papa74@mail.ru в формате "текст". Не более 8-10 страниц.

 

  Занятия строятся по принципу - теоретический обзор темы и практический семинар. В практикум семинара включен разбор оппонентом произведения и общее обсуждение цикла стихов или  прозы. Обязательная практика дом. заданий. Обзорные лекции, посвященные юбилеям русских поэтов и писателей.

   Во время проведения недели детской книги творческий вечер.

 К концу первого семестра, /к июню/ планируется подготовить коллективный сборник “ Мастерской” .

            По материалам сборника творческий вечер для приглашенных и всех желающих.

       Планируются экскурсии в Литературный музей, Литературный институт, посещение музей-квартиры Толстого, мемориального музея-квартиры А.М. Васнецова, дома-музея В. М. Васнецова, музея уникальных кукол “История человека в куклах “От фараона до наших дней”, в Архангельское, Кусково. 

                                                                 

                  Занятие первое 22. О2. 2002 г.

                 полтора часа - 

 Знакомство с творчеством участников студии.  Участники читают свои стихи и маленькие рассказы, рассказывают о себе, о своих любимых писателях и поэтах.

Во второй части занятий теоретический экскурс.

                                                               Русская народная сказка

                                                                   Композиция и сюжет

                                                                     Сказки о животных

            Человек открывает мир по мере того, как  он дорастает до того или иного открытия. Колесо человек открыл, потому что наконец-то осознал, что круглое будет легко катиться. Все в этом мире существует, самые наши фантастические мечты в нем реальны, нам остается только удивляться этому лучшему из лучших миров.

            Творчество изначально удивление. Как только кто-то перестает удивляться, он перестает творить и начинает потреблять.

              Наша задача, чтобы каждый из вас открыл себя. Потому что человек - это золотой ключик, который должен отыскать свою дверцу, за которой скрыт его волшебный театр. Так что теперь, читая Буратино, вспомните, что Буратино ищет на протяжении всей повести ЭТУ ВОЛШЕБНУЮ ДВЕРЦУ. Все жизнь мы пользуемся открытиями, которые оставили нам другие люди. Те, кто смог отыскать свою волшебную дверь.

               В каждой сказке скрыта притча, или ее сокровенный, сакральный, тайный смысл.

Сегодня поговорим о построении художественного произведения.О композиции и сюжете.

        Возьмем в руки рамку. Рамка это то, что происходит  на данном пространстве, в данном времени, и то, что мы видим в рамке   называется - содержание.

        Передаем рамку и смотрим. Рассказываем, что мы видим. Как ограничен сюжет? А теперь обратимся к русской народной сказке “Репка”.

“Репка”. Посадил дед репку. У всех есть ручки? Проводим в тетрадке прямую линию и над ней рисуем кружок - это узелок,  завязка, репка. Над узелком пишем Репка. Теперь соединяем его с  прямоугольником, в прямоугольнике пишем Дед. Дальше прямоугольник поменьше  - это кто? Правильно Бабка. Дальше прямоугольник еще меньше это кто? И т. д. Теперь самый маленький прямоугольник - мышка. Но над маленьким прямоугольником рисуем бомбу. БАХ! Вытащили репку! УРА! Это кульминация сказки. Кульминация произведения. Мы проследили сюжет “ Репки” от узелка - завязки до развязки.

 Повторим Узелок - Завязка, бомба - Кульминация.

  В “РЕПКЕ” кульминция - самый напряженный момент - совпадает с моментом развязки узелка. Герои вытащили Репку - развязали узелок.

       Итак, композицию или сюжет“ Репки” вы рисовали над прямой линией. Он какой? Линейный. Его  движение - Завязка, Кульминация и Развязка совпадают или накладываются.

Теперь давайте вместе построим сюжет “ Колобка”.

Где тут узелок? Он начинает затягиваться, когда бабка собирается испечь Колобок и развязывается в конце сказки. Кто попробует построить сюжет Колобка?

   События нагнетаются постепенно ритмическими повторами, как и в “ Репке”. Кульминация-бомба взрывается в конце совпадая с развязкой.

      А теперь вопрос? Кто гл. геой “Репки”? Мышка? Мышка - это та капля, хвостатенькая капля, которая переполнила чашу. Бах! Взрыв! Репку вытащили. Но мышка самая маленькая, чтобы это значило? Она слабея всех. Но именно мышки и не хватало. Герой Репки коллективный. Хор героев. Все главные. Никому не обидно. Но нельзя никого выбросить. Выгоним кошку, пошла, брысь, и репка не вытащат.

 Кто герой  Колобка? Лиса? Колобок? Бабка. Дедка?  Коллективный герой. Но Колобок - это как общее ослепление, заблуждение. Колобок какой?  Ответы участников.

 - Колобок слишком зазнался.

- Он просто еще маленький и не соображает.

-  “Колобок” - это трагедия, если бы его не съела лиса, то съели бы баба и дед.

  Вот сколько можно сказать о Колобке, сказка ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок.

        

                              Задание на следующее занятие.

    Выбрать одну-пять сказок из книги “ Русские народные сказки” и построить их композицию.

Подумать, кто герой этой сказки и какая притча лежит в основе. То есть какой сакральный, тайный, сокровенный смысл этой сказки.

    Если в сказке будут повторы, посчитайте, сколько раз повторяется та или иная ситуация, пока, наконец, не произошла развязка. То есть колобок встречает сначала Зайца,Волка, потом Медведя, и только в четвертый раз Лису. Сколько раз ему была прокручена повторена ситуация? Он чему научился? Сколько раз нам в жизни говорят одно и то же - а мы упорно это делаем, потому что нам кажется, что и на сей раз сойдет. 

    Разминка. Взять пустую рамку и половить в нее любые домашние сюжетики. Записать один-два интересных на ваш выбор. Можно прозой, можно стихами. Несколько предложений. Одно четверостишье или строфу. Кто хочет может нарисовать, но на листке изобразить рамку.

   Киноматографисты делают из пальцев кадр.

    Личное задание для Маши.Достать Тимофеева Л. И. “Основы теории литературы”, Поспелов Г.Н. “ Введение в литературоведение”.

     По желанию написать сказку на одну-две страницы. С завязкой, зачином, кульминацией, развязкой. Линейная композиция. Можно нарисовать типа комикса, рисунок - подпись, рисунок - подпись под ним. Но обязательно зачин, завязка, кульминация, развязка.

Например, собирается дождь, ветер.Драный бездомная Бобик. Кар. 1  Сильный дождь. На  остановке автобус. Дверь открыта, туда прыгает Бобик. Кар. 2 кульминация. Дождь прошел лужи,  Бобик выпрыгивает из автобуса. Кар. 3 . Завязка. Кульминация. Развязка.

                                              

                                                    Занятие второе. 1.03. 2ОО2 г.

 

            Участники читают свои сказки и миниатюры. Обсуждение. Выбор произведений, которые будут прочитаны на творческом вечере “ Книжкина неделя”.

                                                       

                                              Теоретическая часть                                    

                                                 Волшебная сказка

          Слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма.

    Кто это сказал? Правильно, Пушкин. Итак, сегодня у нас волшебная сказка. В прошлый раз вы работали со сказкой о животных. Волшебную сказку кто знает? Как можно опреджедлить волшебную сказку?

    Читается волшебная русская сказка “ Белая уточка”. Какая композиция? Линейная. Сюжет развивается по принципу завязка, кульминация, развязка. Повторы, плачи, причитания белой утицы. Сказка использует все элементы заговора, волшебства, которые использовались при языческих обрядах. Плач утицы над своими детьми. Плач утицы жалоба на судьбу. Избавление от злой ведьмы.

     Волшебная русская сказка, как и сказка вообще вдохновляет русских художников. Вот иллюстрации к “ Белой уточке” Билибина.

   Иван Яковлевич Билибин создал характерный билибинский стиль. Жил в 1876 - 1942 гг.

Он использовал элементы русского народного творчества - лубка, вышивки, резьбы по дереву, миниатюр-рукописей.

   Иллюстрации Билибина воссоздают былинный и сказочный мир русского фольклора.

Рассматриваем Билибинские иллюстрации. Выпущено Госзнаком. Сделаны в 1899 году.

Теперь, когда будем иллюстрировать сказки и писать их внимательно используем элементы русского зодчества, костюма.

 Развитие художественной речи. Читаем сказку. Умение держать паузу, дышать, декламировать. Эмоции, образность движения, задачи речи, прозаическая и поэтическая речь.

 Читаем сказку по очереди. Занятия по художественному слову.

    Знакомство с творчеством братьев Васнецов, Апполинария Михайловича и Виктора Михайловича. Картины Виктора Михайловича “ Аленушка”, “ Богатыри” и т.д.

Есть есть иллюстратор и художник Юрий Алексеевич Васнецов. Потешки. Называем элементы характерный русского фольклорного творчества.

  Петухи, солнышко-красно, утицы, лебеди. Правильно, растительный орнамент. Животный орнамент. Соединение животного и растительного орнамента.

                                                 

                                                         Задание на дом.

 Обработать русскую народную сказку. Познакомиться с лит.обработкой А, Толстого, Ушинского, Науменкова. Использовать материал сказки Афанасьева. Проиллюстрировать ее, опираясь на фольклорную и цветовую гамму.

                                                           

        ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ. 7.О3. 2ОО2

 

Посещение мемориальной музей-квартиры А. М. Васнецова. Экскурсия - два часа.

Лекция о народном творчестве, о единстве элементов творчества. Знакомство со старой Москвой. Выставка, диапозитивы, знакомство с народной архитектурой. Ожившей музыкой и сказкой.

Задача. Расширение речевого и образного словарного запаса, умение самостоятельно мыслить, воспитание духовного и эмоционального напряжения в ребенке.

                                                     Задание на дом.

     Впечатление об экскурсии.  Стихи, заметки, картинки.   

 

    

Сайт создан в системе uCoz