ВеСеЛыЕ зАдАнИя ДЛя УвЛеКаЮщЕйСя мАмЫ
и
СмЕлОй
УчИлКи
на
главную страницу
ПЛАН
ЗАЧЕТНОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В ДЕСЯТОМ КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА “НЕКРАСОВ 1821 - 1878“
Организационный момент: Тема нашего сегодняшнего урока
Жизнь и тв-во Николая Алексеевича Некрасова."
Работа с классом: образовательная викторина.
Когда родились (умерли) Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Толстой? Кем был Некрасов? Что вы слышали о Некрасове? В каком году он родился, в каком столетии, приблизительное десятилетие? Кто родился раньше Пушкин или Некрасов? Кем он был? Что он сделал в литературе? Что написал? Какой журнал издавал? Кто в нем печатался?
Объяснение новой темы:
Детство, ярославская гимназия, первые годы жизни в Птб (1821- 1878)
10 декабря 1821 в украинском местечке Немирове
Отец - через три года после рождения сына поселился в имении Грешнево, выйдя в отставку майором. Здесь маленький Некрасов слушал сказки няни, песни своей матери, здесь семилетним мальчиком он начал писать стихи, но он не любил жилища, в котором прошло его детство, много позже он напишет:
И с отвращеньем кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор -
В томящий летний зной защита и прохлада -
И нива выжжжена и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над выжженым ручьем...
В сельце Грешнево, что недалеко от Волги Некрасов уже в детстве имел много деревенских знакомств и мог смотреть на жизнь глазами крестьянских детей, слушать рассказы кочующего рабочего люда.
Было бы неверным приписывать ему с первых лет жизни какое-то сплошное страдальчество, но во всяком впечатлительном мальчике оставили бы след встречи с бурлаками на Волге, с арестантами, которых гнали мимо усадьбы по “проторенной цепями” дороге Владимирке.
Например, слезы матери, страдающей в замужестве от распутного мужа, были осознаны поэтом лишь спустя несколько лет. Таким образом, из детства он взял не только образ матери, певицы с удивительным голосом, пересказывающей малолетнему сыну всю мировую литературу, но и дань забав, игр и радости.
Впоследствии Некрасов учился в ярославской гимназии, которую Некрасов описал двумя строчки:
...придешь бывало в класс и знаешь сечь начнут сейчас!
Лишь написание эпиграмм и чтение спасало Некрасова от уныния и скуки. Сильное впечатление на него произвели “Вольность “ Пушкина и “Корсар” Байрона.
В 1838 году отец отправляет Н. в Пет. , поступать в военное училище. Но, мечтая опубликовать свои стихи в столичных журналах, поэт решил поступить в Птб университет. Неудовлетворительная подготовка в Ярославской гимназии не позволила ему сдать экзамены, и упорный поэт, унаследовавший от отца силу характера и упрямство определился в университет вольнослушателем. Отец, узнав об этом, не стал ему высылать деньги. Но добиться своего любой ценою было для Н. С детства законом.
Начало литературной деятельности, сборник “Мечты и звуки” 1840 Мытарств в жизни Н. было много: провал на университетских экзаменах, разнос первой книжки полудетских стихов “Мечты и звуки” в 1840, полуголодное существование.
Вы случайно не знаете как он вышел из этого положения?(Лирика, лироэпические род, Поэма “Кому”, о декабристах и их женах “Дедушка”, “Русские женщины”, о бюрократах и дельцах “Недавнее время”, “Современники”,
стихотворения, проникнутые элегич. настроениями “Душно! без счастья и воли...”, “Три элегии”, “Утро”, “Уныние”, “Элегия”
стихотворения, проникнутые верой в Россию “Еще тройка”, “Пророк”,”Смолкличестные, доблестно павшие...”, “Сеятелям”.
Неуспех первой книги не обескуражил юношу, оказавшимся на диво неутомимым работником. В 1840 и 41 гг он написал столько стихотворений, рассказов, сказок, фельетонов, критических заметок, статей,рецензий, комедий, водевилей, сколько другому не написать за всю жизнь.
Но так мало платили ему за его колоссальный труд, что бедствовал он еще пять лет.
Сближение с Белинским - переломный момент в жизни Н.
Кто тогда заправлял литературой? Не забудем, что в 1843 г. Н. близко сошелся с Белинским, который заставил его отказаться от поденной работы в журналах, обратил его к реальным сюжетам, заставил писать проще, без прикрас об заурядных событиях и правда жизни стала сама вытекать из его произведений, никем не выдуманная.
Утверждение гоголевского направления в литературе:
Другим учителем Н. был Гоголь, о котором Н. написал:
Со всех сторон его клянут,
И только труп его увидя ,
Как много сделал он поймут.,
И как любил он, ненавидя!
Какое направление началось с Гоголя? В первом двухтомном сборнике “Физиология Птб”, одном из первых по времени произведений гоголевской школы Н. печатает свой замечательный очерк “Птбрские углы” . В этом очерке он с гоголевским смехом сквозь слезы В каком произведении Гоголя этот смех ярко выражен? Изобразил жизнь городской бедноты. Успех “Физиологии” дал Н. Возможность выпустить новый альманах “Птб сборник” 1846, утвердивший реалистическое направление в русской литературе. В этом сборнике наряду с произведениями Белинского, Тургенева, Герцена, с “Бедными людьми” Д. Были напечатаны такие стихотворения Н. Как “Пьяница”, “В дороге”, “Отрадно видеть, что находит...”, “Колыбельная песня”, Родина ,Псовая охота, Огородник и другие, определившие новаторское направление в его тв-ве. В полемике с сторонниками “чистого искусства”, гоголевская школа утверждала в литературе утилитарное направление, общественные интересы, на первый план выдвигалась публицистика. Когда один критик , пытался рассматривать Н. С позиций салонного искусства, он ему ответил:
Против твоей я публики грешу,
Но только я не для нее пишу...-
и тут же обозначил своего читателя:
Друзья мои по тяжкому труду,
По музе гордой и несчастной,
Кипящей злобою безгласной!
Мою тоску, мою беду
Пою для вас...
Окрыленный успехом “Птб. Сборника”он задумал основать оппозиционный журнал и в конце 1846 г. Взял в аренду вместе с писателем Иваном Панаевым журнал “Современник”.
Некрасов издатель и редактор “Современника”(1847 - 1866)
Кем был основан этот журнал? В “С “ перешел Белинский со своими авторами. Кто стал печататься в этом журнале?
В “С” первых двух лет были напечатаны “Кто виноват”, “Из записок др Крупова”, “Сорока воровка” Герцена, “Обыкновенная история” Гончарова, многие из тургеневских “Записок охотника”, “Антон горемыка” Григоровича, “Тройка”, “Нравственный человек” Н., стихи Огарева и статьи Белинского.
Т.к. революционная агитация не имела почвы в русской действительности и темная семилетняя ночь пала на Россию, как отзывался о николаевской реакции Герцен, в начале 1848 года появились цензурные неудобства, случалось, что больше половины рассказов, статей и романов, предназначенных для помещения в “С.”погибало под красными чернилами цензуры, то нужно было добывать новые статьи, которым грозила таже участть. Только такой необыкновенный работник как Н. Мог столько лет нести это бремя. Когда пришлось совсем туго, он со своей гражданской женой А.Я. Панаевой, оставившей о Н. Интересные воспоминания, принялся писать огромный роман “Три страны света” 1848 - 1849, над которым трудился по ночам, т.к. днем был занят журнальными хлопотами. Этот роман как непритязательное чтиво заполнял в журнале места, опустошенные цензурой. Поразительно, как не надорвался он от такой тяжелой работы. Чтобы составить только одну книжку журнала, он читал около двенадцати тысяч страниц разных рукописей, правил корректуру,писал множество писем сотрудникам, книгопродавцам, цензорам. Редактором он был превосходным, журналов, подобных “с” не бывало до той поры в Р. Достаточно сказать, что Н. открывал такие дарования как Гончаров, Д., Лев Толстой, Григорович.
Н. Стоял во главе журнала 20 лет 1847 - 1866 и если бы не написал ни одного стихотворения, заслужил славу величайшего журналиста своей эпохи.
Со смертью Белинского журнал осиротел. Некрасов продолжал писать гражданские стихи “На улице, Вино,Вчерашний день в часу шестом..”, но они оставались в рукописи.
На первое место в журнале выдвинулись сторонники чистого искуссттва.
Когда поражени в Крымской войне разрубила стянувшийся узел цензуры, Россия вступила в новый период гражданственности и получила двух писателей Чернышевского и Добролюбова, которым Н. Предоставил руководящую роль в журнале. Сам же Н. Закончил поэму “Саша, Забытая деревня, Школьник Вбольнице, Тяжелый крест достался ей на долю.Поэт и гражданин”
,Еще в начале 50-хН. Тяжело заболел, ему стало казаться, что дни его сочтены.
Дожигай последние остатки
Жизни брошенной в огонь!
Его страдания выразились в стихотворениях”Умру я скоро, Жалкое наследство, Тяжелый год - сломил недуг. Замолкни муза мести и печали”
В 1856 г. Он уехал в Рим лечиться , передав “с” в руки Чернышевского. В то время как он тридцать девять дней он пишет поэму “ Несчастные” в Москве выходит первое собрание его стихов, книга имела такой огромный успех, что ее запретили перепечатывать и Н. Грозило заключение в Петропавловской крепости по возвращении. Причины успеха вполне понятны, интерес к злободневным вопросам, язык , близкий читателям.
В эпоху 60-х гг Н., разочарованный в реформах, увидевший, что ничего не мзменилось в Р. Обличает и поколение 40-х г. , оказавшихся на высоте, когда они были призваны к работе: освобождению крестьян, и реформам и шестидесятников, иронически отзывавшихся о всех предпринятых реформах , разочарованное не только в возможности добиться чего-нибудь, но и в том есть ли какая-нибудь надобность трудиться не для своей пользы.
Дворянин по паспорту с одной стороны и человек из низов с другой Н. Привлекает в него таких беллетристов-демократов,порождение реформ, вышедших из семинарий как Решетников, Успенских, Помяловского, Антоновича. В 1861 году Добролюбов умер, сослан вскоре в Сибирь Чернышевский и правительство, желая расправы с нигилистами решило уничтожить журнал.
Некрасов для спасения журнала выступил с хвалебными стихами на обеде в честь Муравьева Вешателя, но напрасно, журнал был прекращен навсегда.
Но не прошло и двух лет как Н. Берет в аренду “ Отечественные записки” и приглашает туда редактором Салтыкова-Щедрина.
Утомленный журналистким трудом Некрасов едет в Грешнево. Летние месяцы1861г можно сравнить с болдинской осенью Пушкина: необычайный прилив творческих сил, вдохновение создают тетрадь, в которую входят “Крестьянские дети” Похороны , Коробейники, созданные для народа на его языке. “ Мастерство такое, что не видать мастерства” = говорил о них Толстой.
В этой же тетради был “Мороз.Красный нос”, названный изначально “По дороге зимой”, Закончив его Н. Пишет “Кому на Руси”, от которого его отвлека другая тема - декабристов. В поэме “ Дедушка” Н. Изобразил старика декабриста, как духовного отца поколения сороковых годов.
Образы жен декабристов - особенно Волконской и Трубецкой - волновали Некрасова настолько, что слушая чтение записок Волконской он плакал навзрыд. В 70-х он создает Русские женщины.
Заканчивал Н. Поэму в Ялте, куда его отправили врачи, уже тяжелобольного, вместе с циклом лирических стихов, “Последние песни”.
Умер Н. 27 декабря 1877г. , его гроб несмотря на лютый мороз провожало много людей, над гробом говорили речи Достоевский, Панаев и многие другие.
Итоги: Что вы запомнили из нашего урока? Записать план жизни
Иллюстрации, закрепление,вопросы: Осталось ли что-то неясным?
Домашнее задание:
ЛИРИКА
Какие типы литературных произведений вы знаете (драматические, эпические, лирические)
В лирических произведениях, которые мы не очень точно называем стихотворениями, как правило нет действующих лиц, персонажей, которые участвовали бы в событиях на протяжении долгого времени. А если и встречаются, мы понимаем, что суть не в них. Лирические произведения стремяться передать мысли, настроения, переживания, эмоции, внутреннее субъективное состояние какой-то личности. Чаще автора поэта, но бывает, что он выражает, обобщает и передает словами переживание других людей.
В лирических произведениях мы редко найдем развернутый ход событий, здесь чаще даются отдельные зарисовки, кратки эпизоды, не связанные внешне, не имеющие начала и конца. Могут быть портретные зарисовки “Поддруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя”.Названные в тексте факты, события, обстоятельства, действия перемежаются или сменяются мыслями, эмоциями, раздумьями.За счет смены мыслей получается динамика, движение.
В лироэпических произведениях центральное внимание сосредоточено на характерах героев, но много места уделено и местности, описаниям природы и главное комментариям и мыслям самого автора. “Железную дорогу” Н. Трудно отнести к лирике или лироэпике, она больше похожа на маленькую лирическую поэму.
В начале 1920 Вольпе прибежал к Вячеславу Иванову “Вот Некрасов - замечательный несправедливо забытый поэт” “ Вы думаете несправедливо?” = задумчиво спросил Иванов.
С тех пор как прошел через русскую литературу своими неровными, часто неверными шагами этот загадочный человек с горящими глазами и преклоненной головой, нет покоя в русской литературе, нет для него уютного отведенного места в ней, и если одни называют его большим поэтом, то другие возражают словом гений, а третий = бездарность. Трудно себе представимть сквозь какой строй любви, непонимания и негодования прошел Некрасовпри жизни и после смерти ( Тынянов). Полемика продолжалась очень долго. Господствовал панегрический тон.Он предопределялся тематикой его творчества. Объясняя Н. Социально имеешь дело не с Н. Лириком, а с Н. Публицистом, анализируя так не увидишь поэта.
Некрасов был близок к натуральной школе, но как на его поэтику оказывало влияние театральные жанры и фельетоны с журнальными сатирами. Современность, злободневность, сиюминутность - это черты водевиля, фельетогов, сатиры. Обращение к современности принципиально:
Мне в трактире бьющий стекла
купеческий сынок в пятнадцать лет
В сто тысяч раз важнее Фемистокла
И всех его торжественных побед!
В полемике м Дружининым, Н. Разделяя писателей на два рода - рисующих человека без отношения к месту и времени и изображающих человека только в данной обстановке, себя относил к последним. Это неиисякаемое устремление к злободневной современности имело и теневую сторону, нет такого количества слабых, написанных на тему и по поводу произведений , как у Некрасова. Некрасов продолжал писать средне фельетонные вещи и после “Рыцаря на час, Размышлений у парадного, Кому на Руси” Сатирические произведения Н. = богатая добыча для его противников, - замечал современный критик, - склад материалов для нападок на его стиль, манеру, тенденциозность.
Стихи Н. Переполнены политическими намеками, наблюдениями, оцкнками, изложением передовых мыслей часто в прозаической форме.
Все это давало легкую поживу как его хулителям, использовавшим прием прозаического перессказа некоторых стихов поэта, так и его хвалителям, извлекавшим из его стихов однозначные политические формулы.
Прозаические темы являлись одним из главных достижений Некрасова-творца, хотя они же в то же время несколько ограничивали его стихи, мешая некоторым из них подняться до уровня поэзии.
Некрасов уточнял: “Прежде всего выговариваю себе право, может быть иногда на рутинный и даже фальшивый звук, на фразу, то есть буду говорить без оглядки, как только и возможно говорить искренно.”
Современники были склонны видеть в Некрасове двух лириков: “Некрасова-поэта” и “Некрасова - верификатора на гражданские темы”.
Нередко второй, гражданский лик Некрасова закрывал перед современниками его главное - творческое лицо. “Некрасов... имеет силу, как Достоевский и Толстой, любить руссскую землю мировою всечеловеческой любовью. Поэт далек от мелких насущных вопросов жизни, от злобы дня, от цифр и от деловой статистики...”, - писал. Д.Мережковский.
Однако пристальное внимание Некрасова к злободневным событиям
сохранилось у Некрасова навсегда, став чертою и его зрелой поэтики.
Именно поэтому социальность Некрасова стала одной из излюбленных тем советского литературоведения.
Некрасов даже казалось бы изобразительный пейзаж умеет превратить в обличительную картину действительности. Приведем пример из “Псовой охоты”:
Стало светать, проезжают селом -
Дым поднимается к небу столбом.(...)
Вот поднимаются медленно в гору.
Чудная даль открывается взору:
Речка внизу под горою бежит,
Инеем зелень долины блестит,
А за долиной слегка беловатой
Лес, освещенный зарей полосатой.
Однако чуть погодя в этот пейзаж вторгается и социальная сфера:
Гонится стадо с мучительным стоном,
Очеп скрипит (запрещенный законом).
По тому же принципу строятся и пейзажи в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.
Леса, луга поемные,
Ручьи и руки русские
Весною хороши.
Но вы поля весенние!
На ваши всходы бедные
Невесело глядеть!
(...)
Уж налились колосики,
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые
Задумчиво и ласково
Шумят. Пора чудесная!
“Ой, поле многохлебное!
Теперь и не подумаешь,
Как много люди Божии
Побились над тобой (...)
Не столько росы теплые,
Как пот с лица крестьянского
уважили тебя!..”
Пейзажей у Некрасова много, он непризнанный их мастер. Нарисовав картину, он всякий раз словно бы спохватывается: не слишком ли она безмятежна, идиллична, далека от нужд страдающего народа?
В отличие от автора “Евгения Онегина” с его утверждением поэзии обыденной жизни (“морозной пылью серебрится его бобровый воротник”), в отличие от разносторонности прорисовки жизни в физиологическом очерке, Некрасов в своей поэтии явил миру то, что потом несправедливо припишут Чехову, а именно трагедию будней. Вское описание рождает у автора целый комплекс общественных эмоций, для Некрасова это был ближний или дальний результат, или ближний или дальний горизонт.
Некрасов принял в стихе прозаическую бытописательную сторону, однако новаторство его не в этом. Оно лежит не на пути стихотворного сказа. Новаторство заключалось во включении целого ряда непоэтических слов в авторитетно-авторское повествование.
Что это были за слова? Их много у Некрасова, например: Аттестовать, атмосфера, акционерная компания, гонорар, консолидация, картофель, квитанция, микстура, начальник отделения, паралич, подлец, преферанс, рожа, субсидия, шорник.
Однако тяга Некрасова к бытовому слову удивительным образом совмещалось у него с тягой к литературному слову. Это тоже объяснялось тем, что Некрасов прозаическую установку перенял в стихе. Парадоксальным образом она оказалось повивальной бабкой нового поэтического качества.
В творчестве Некрасова удивительно соединяются образы фольклорные и голоса героев с метафорикой литературной речи. Социально предметная лексика, поставленная в один ряд с фольклорной и включенная в интанационный строй нового стиля, обретала более широкие изобразительно-поэтические возможности - подобно тем, какие имеют реалии в народной песне.
По пьяным по головушкам
Играет солнце вешнее...
Хмельно, горласто, празднично,
Пестро, красно кругом!
Штаны на парнях плисовы,
Жилетки полосатые,
Рубахи всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут.
Через фольклорное слово в поэзию Некрасова входили элементы народно-крестьянской модели мира не как изображенные (как это раньше было) только в литературе, а как самостоятельно, на равных правах с автором моделирующие мир. Но притом такое слово отвечало тяге Некрасова к слову преображенному, уже побывавшему в поэтической системе, в данном случае в мощной стихии народной поэзии, и несущему в себе ее заряд. Новая художественная система оказалась способной вместить и обнять все предшествующие искания поэта.